Кавара - кровельная черепица из обожженной глины. Появилась она в Китае примерно 2 800 лет тому назад, а в Японию «прибыла» вместе с буддизмом в середине шестого века из Кореи.
читать дальшеВпервые кровельную черепицу использовали для крыши храма Асука (Асука-дэра в Нара). Вплоть до конца Нара дзидай (710-784) нельзя было представить кавара на обычной крыше с дымоходом так же, как нельзя представить авторские камины в обычной хрущевке. Дело в том, что почти до самого окончания периода Нара дзидай не разрешали крыть кавара крыши любых других строений, кроме храмов и святын. В период Эдо было придумано много новых стилей Кавара. Огромная популярность Кавара зависит от того, что черепица, в первую очередь, огнеупорна.

Кавара грубо делят на две категории:
Нёяку Гавара или глазурованная плитка
Ибуси Кавара или плитка, которую оксидируют, в результате она покрывается серебристой углеродной пленкой.

Что касается формы, то на сегодняшний день известно более 1 000 видов разных по форме видов Кавара.
Ведущими производителями высококачественной плитки в Японии являются Сансю Кавара (Аити), Авадзи Кавара (Хёго), Сэкисю Кавара (Симанэ). Они представляют лучшую из лучших продукций!

САНАДА Кейдзо, интервью:
- Уважаемый Санада-сан, в Мацуэ сейчас идет традиционная ежегодная выставка декоративно-прикладного искусства, где представлены работы лучших мастеров со всей Японии, есть ли там работы Ваших земляков?
- Я хорошо знаю эту выставку, да, там есть несколько работ мастеров из Симанэ и Тоттори. Но то, чем занимаюсь я, находится за пределами темы выставки. Там представлены работы гончаров, а я – ониси.

- Как понять, что такое «ониси»?
- На нашем доме видела табличку с именем хозяина, - вступил в разговор Бонкохара-сан, шурин Санада-сан, - а черта помнишь внутри? Вот это и есть работа ониси - всё он сделал.
- Они-кавара – черепица с маской черта, своеобразный оберег на крыше дома, я их делаю. В самом доме тоже вешают маску черта напротив входа. Эта работа над чертом она в корне отличается от гончарной работы, тут не используется гончарный круг, которым в общем-то любой может пользоваться. Нет, конечно, там есть свои секреты, чуть не так поменяешь позу за кругом и всё – ничего не получится. Но, на мой взгляд, работа наподобие моей гораздо сложнее и интереснее.
- Вы работаете только над заказами?
- Да, меня тут все знают. Ониси не так много, в нашем регионе – не более 10 человек. Мне сейчас 73 года, я работаю дома в свое удовольствие. Мои ровесники обычно только смотрят телевизор, а я ежедневно нахожусь во власти мыслей: что бы этакое мне сделать завтра и послезавтра. Все удивляются, что я еще работаю, что ещё жив и интересуюсь жизнью. Мои друзья в основном развлекаются мадзяном или выращивают цветы... JЯ работаю только по заказу, но я со своим заказчиком долго говорю, выясняю, что он хочет, делаю чертеж его крыши, исследую его крышу, ведь если скаты крыши пологие, а он хочет узкий треугольник, в который вписана маска черта, то он не подойдет к крыше, поэтому я делаю чертежи с указанием градусов и сантиметров, чтобы заказчику все было понятно.
- Про черепицу из Гоцу хорошо знают не только во Владивостоке, но и в Санкт-Петербурге, где строится в Ботаническом саду чайный домик, покрытый черепицей из Гоцу.
- Наши заводы черепицы работали в полную мощь, когда существовал Западный путь (Нисимавари – логистическое кольцо в западной Японии, проходившее через префектуры Симанэ и Тоттори). Нашу черепицу можно было увидеть в разных местах. Люди помнят об этом, меня недавно позвали восстановить проплешины в черепичной крыше. Представьте, у меня же не было ни исходного материала, ни описания состава черепицы, я опирался только на внешний вид. Если вы ходили в Серебряные рудники, там тоже есть дома с моей работой. Черепица – это отдельный вид ремесла, люди, которые занимаются черепицей, горгульями, специальные люди. Еще я с удовольствием иду в помощники на покрытие крыши черепицей, поскольку я знаю все возможные виды черепицы и как с ней обращаться, единственное, с чем я не имел дело, то это крыши храмов, а со всем остальным я, не хвастаясь, могу сказать, что я знаю всё про черепицу и как покрыть ее правильно.



- А есть у Вас ученики?
-Учеников уже нет, раньше были, недавно была парочка, больше нет, все заняты работой. Традиционный стиль обучения – очень затратен по времени. Я помню, что меня обучал отец – сначала смотреть, слушать, внимать. Мой отец всю Японию исходил, его вызывали на заказы. Среди моих братьев и сестер один я согласился заниматься этим. Помню, что надо было смотреть, как работает отец, не отрываясь, все впитывать, не задавая глупых вопросов, все запоминать, помню, глаза слипались – так хотелось спать! Сейчас мало кто готов на такие жертвы. На Сикоку много ониси. У них там это семейный бизнес, им не надо искать учеников: мастерство передают от отца к сыну. И у них специализация, например, они делают только горгульи. Их работу сразу легко отличить – их черепица серого мышиного цвета. Вы могли видеть их черепицу в Нара на Тодайдзи, в Киото - на Киёмидзудэра. Температура изготовления у них низкая – 800 градусов, и они не покрывают, как мы глазурью, поэтому они могут делать чертям мелкие детали. Я, когда вижу их работу, всегда восхищаюсь – так умело вылеплены, например, усы! Наша черепица – сэкисю-кавара 石州瓦 – обжигается при температуре 1300 градусов, потом обильно покрывается глазурью, при такой технологии невозможно заниматься мелкими деталями. Дело в том, что в Симанэ в отличие от Сикоку выпадает достаточно снега, наша черепица при таянии снега не пропитывается водой, если бы мы у себя положили черепицу с Сикоку, то после впитывания воды при низкой температуре лёд просто разорвал бы её. Соответственно черепица Сикоку легко бьется, с ней надо аккуратно, а по нашей можно даже ходить, и с ней ничего не случится.

- Где Вы берёте материал для своей работы?
- Сырьё заказываю у определенной фирмы, это всё глина префектуры Симанэ, но трудно назвать одно определенное место, потому что это смесь из разных мест, я выбираю по составу, исходя из того, что я делаю. Если для черепицы, то я беру из соседнего района. Работа разных ониси всем известна, знающие люди могут различить работу того или иного мастера.
- Помню, как правительство префектуры решило отметить известных мастеров из разных сфер, - говорит супруга Санада-сан, - на сцену вызывали поздравлять многих на сцену, и моему тоже дали Почетную грамоту как выдающемуся мастеру, так приятно было.
- Ну, это пока не императорская награда, пока только префектуральная..
читать дальшеВпервые кровельную черепицу использовали для крыши храма Асука (Асука-дэра в Нара). Вплоть до конца Нара дзидай (710-784) нельзя было представить кавара на обычной крыше с дымоходом так же, как нельзя представить авторские камины в обычной хрущевке. Дело в том, что почти до самого окончания периода Нара дзидай не разрешали крыть кавара крыши любых других строений, кроме храмов и святын. В период Эдо было придумано много новых стилей Кавара. Огромная популярность Кавара зависит от того, что черепица, в первую очередь, огнеупорна.

Кавара грубо делят на две категории:
Нёяку Гавара или глазурованная плитка
Ибуси Кавара или плитка, которую оксидируют, в результате она покрывается серебристой углеродной пленкой.

Что касается формы, то на сегодняшний день известно более 1 000 видов разных по форме видов Кавара.
Ведущими производителями высококачественной плитки в Японии являются Сансю Кавара (Аити), Авадзи Кавара (Хёго), Сэкисю Кавара (Симанэ). Они представляют лучшую из лучших продукций!

САНАДА Кейдзо, интервью:
- Уважаемый Санада-сан, в Мацуэ сейчас идет традиционная ежегодная выставка декоративно-прикладного искусства, где представлены работы лучших мастеров со всей Японии, есть ли там работы Ваших земляков?
- Я хорошо знаю эту выставку, да, там есть несколько работ мастеров из Симанэ и Тоттори. Но то, чем занимаюсь я, находится за пределами темы выставки. Там представлены работы гончаров, а я – ониси.

- Как понять, что такое «ониси»?
- На нашем доме видела табличку с именем хозяина, - вступил в разговор Бонкохара-сан, шурин Санада-сан, - а черта помнишь внутри? Вот это и есть работа ониси - всё он сделал.
- Они-кавара – черепица с маской черта, своеобразный оберег на крыше дома, я их делаю. В самом доме тоже вешают маску черта напротив входа. Эта работа над чертом она в корне отличается от гончарной работы, тут не используется гончарный круг, которым в общем-то любой может пользоваться. Нет, конечно, там есть свои секреты, чуть не так поменяешь позу за кругом и всё – ничего не получится. Но, на мой взгляд, работа наподобие моей гораздо сложнее и интереснее.
- Вы работаете только над заказами?
- Да, меня тут все знают. Ониси не так много, в нашем регионе – не более 10 человек. Мне сейчас 73 года, я работаю дома в свое удовольствие. Мои ровесники обычно только смотрят телевизор, а я ежедневно нахожусь во власти мыслей: что бы этакое мне сделать завтра и послезавтра. Все удивляются, что я еще работаю, что ещё жив и интересуюсь жизнью. Мои друзья в основном развлекаются мадзяном или выращивают цветы... JЯ работаю только по заказу, но я со своим заказчиком долго говорю, выясняю, что он хочет, делаю чертеж его крыши, исследую его крышу, ведь если скаты крыши пологие, а он хочет узкий треугольник, в который вписана маска черта, то он не подойдет к крыше, поэтому я делаю чертежи с указанием градусов и сантиметров, чтобы заказчику все было понятно.
- Про черепицу из Гоцу хорошо знают не только во Владивостоке, но и в Санкт-Петербурге, где строится в Ботаническом саду чайный домик, покрытый черепицей из Гоцу.
- Наши заводы черепицы работали в полную мощь, когда существовал Западный путь (Нисимавари – логистическое кольцо в западной Японии, проходившее через префектуры Симанэ и Тоттори). Нашу черепицу можно было увидеть в разных местах. Люди помнят об этом, меня недавно позвали восстановить проплешины в черепичной крыше. Представьте, у меня же не было ни исходного материала, ни описания состава черепицы, я опирался только на внешний вид. Если вы ходили в Серебряные рудники, там тоже есть дома с моей работой. Черепица – это отдельный вид ремесла, люди, которые занимаются черепицей, горгульями, специальные люди. Еще я с удовольствием иду в помощники на покрытие крыши черепицей, поскольку я знаю все возможные виды черепицы и как с ней обращаться, единственное, с чем я не имел дело, то это крыши храмов, а со всем остальным я, не хвастаясь, могу сказать, что я знаю всё про черепицу и как покрыть ее правильно.



- А есть у Вас ученики?
-Учеников уже нет, раньше были, недавно была парочка, больше нет, все заняты работой. Традиционный стиль обучения – очень затратен по времени. Я помню, что меня обучал отец – сначала смотреть, слушать, внимать. Мой отец всю Японию исходил, его вызывали на заказы. Среди моих братьев и сестер один я согласился заниматься этим. Помню, что надо было смотреть, как работает отец, не отрываясь, все впитывать, не задавая глупых вопросов, все запоминать, помню, глаза слипались – так хотелось спать! Сейчас мало кто готов на такие жертвы. На Сикоку много ониси. У них там это семейный бизнес, им не надо искать учеников: мастерство передают от отца к сыну. И у них специализация, например, они делают только горгульи. Их работу сразу легко отличить – их черепица серого мышиного цвета. Вы могли видеть их черепицу в Нара на Тодайдзи, в Киото - на Киёмидзудэра. Температура изготовления у них низкая – 800 градусов, и они не покрывают, как мы глазурью, поэтому они могут делать чертям мелкие детали. Я, когда вижу их работу, всегда восхищаюсь – так умело вылеплены, например, усы! Наша черепица – сэкисю-кавара 石州瓦 – обжигается при температуре 1300 градусов, потом обильно покрывается глазурью, при такой технологии невозможно заниматься мелкими деталями. Дело в том, что в Симанэ в отличие от Сикоку выпадает достаточно снега, наша черепица при таянии снега не пропитывается водой, если бы мы у себя положили черепицу с Сикоку, то после впитывания воды при низкой температуре лёд просто разорвал бы её. Соответственно черепица Сикоку легко бьется, с ней надо аккуратно, а по нашей можно даже ходить, и с ней ничего не случится.

- Где Вы берёте материал для своей работы?
- Сырьё заказываю у определенной фирмы, это всё глина префектуры Симанэ, но трудно назвать одно определенное место, потому что это смесь из разных мест, я выбираю по составу, исходя из того, что я делаю. Если для черепицы, то я беру из соседнего района. Работа разных ониси всем известна, знающие люди могут различить работу того или иного мастера.
- Помню, как правительство префектуры решило отметить известных мастеров из разных сфер, - говорит супруга Санада-сан, - на сцену вызывали поздравлять многих на сцену, и моему тоже дали Почетную грамоту как выдающемуся мастеру, так приятно было.
- Ну, это пока не императорская награда, пока только префектуральная..
@темы: Япония